Для чего нужны психологические тесты?
Известно, что первые тесты появились еще в конце XIX века, однако их нельзя было назвать в полном смысле слова психологическими.
В то время таким образом изучалась способность человека воспринимать цвета, измерять время и проч.
Чуть позже появились тестовые комплексы, которые измеряли умственные возможности человека. Они имели прикладной характер. Например, во Франции в 1905 году под управлением министерства образования были созданы тесты, с помощью которых можно было выявить отставания в умственном развитии у детей. Такие задания стали применять не только в школе, но и в армии, у военнослужащих определяли склонность к неврозам и нервным перегрузкам. Родиной психологического тестирования по праву можно считать Америку, самые первые и надежные методики тестирования появились именно там.
В России психодиагностика была особенно востребована в учебной деятельности, однако, начиная с 1936 года, на проведение тестирований был наложен запрет, который отменили лишь в 1969. С чем это было связано? Большинство психодиагностических комплексов того времени измеряли уровень интеллекта. Как оказалось, у крестьян и пролетариев он оказался намного ниже, чем у бывших дворян и мещан. Партия решила не дискредитировать молодое пролетарское государство, и не признало психодиагностику как науку.
Сегодня тесты очень популярны. Как правило, все их можно разделить на две группы - интеллектуальные и личностные. Первые служат для исследования познавательных процессов – памяти, внимания, мышления. Их чаще всего используют в образовательных учреждениях – например, для определения уровня подготовки дошкольников к школе.
Самым известным среди них является Школьный тест умственного развития (ШТУР). Он состоит из 119 заданий, время его выполнения - 44 минуты. С помощью ШТУРа можно выявить уровень развития тех или иных способностей у ученика, его кругозор, умение справляться со сложными теоретическими задачами, логическое мышление и способность к обобщению.
Вторую группу представляют личностные тесты. Они нацелены на то, чтобы раскрыть преобладающие черты темперамента, характера, выявить особенности поведения, эмоциональной и волевой сферы, настроения. Они, как правило, выглядят в виде опросников, т.е. состоят из большого числа вопросов (от 60–80 до 500). Многосторонние психологические исследования имеют серьезное предназначение: их используют в специализированных медицинских учреждениях и при устройстве на работу.
Конечно, особый интерес у большинства из нас вызывают психодиагностические комплексы, которые работают с нашим «я» и раскрывают особенности характера. Очень часто к данным опросникам прибегают подростки, которых волнуют проблемы самоидентификации и своего места в мире. Ответы на них действительно помогают тинейджерам восполнить знания о самих себе.
Есть также специальные задания, которые производят мониторинг межличностных отношений – супружеских, детско-родительских, отношений в коллективе.
И хотя сегодня существуют серьезные психодиагностические системы, даже самые современные и полные психологические тесты не могут достоверно описать внутренний мир человека, ведь это поистине целая, необозримая Вселенная.
WOMAN'BOOK №68