Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности
психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна
избирательная активность психических процессов.
Основные функции внимания регулирующая и контрольная.
В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых
параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием
целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного,
непроизвольного или послепроизвольного внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой.
К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность,
устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
В данный практикум вошли методики диагностики избирательности,
концентрации и переключения внимания.
Цель исследования: определить уровень избирательности
внимания.
Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш
и секундомер.
Процедура исследования
Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора
и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию,
предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест
с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите
и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного
слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если
все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"
Тестовый бланк выглядит следующим образом:
Испытуемый:
Экспериментатор:
Тест
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч
ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро
фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн
есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт
йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн
хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп
После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял
предложенное ему задание.
Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании
являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков
при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте
25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор,
теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь,
спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание,
комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой
баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов
времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному
баллу.
Время (в с.)
Балл
Уровень избирательности внимания
250 и более
0
I низкий
240-249
1
I низкий
230-239
2
I низкий
220-229
3
I низкий
210-119
4
I низкий
200-209
5
I низкий
190-199
6
I низкий
180-189
7
II средний
170-179
8
II средний
160-169
9
II средний
150-159
10
II средний
140-149
11
II средний
130-139
12
II средний
120-129
13
II средний
110-119
14
III высокий
100-109
15
III высокий
90-99
16
III высокий
80-89
17
III высокий
70-79
18
III высокий
60-69
19
III высокий
Менее 60
20
IV очень высокий
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить
абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности
внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов,
то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить
причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние
сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие
к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться
и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных
слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно
предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания это
свидетельство феноменальной психической активности человека.
Цель исследования: определить уровень концентрации
внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера,
карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с
группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой
удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками
тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе
тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест
с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и
ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно
быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические
фигуры: в квадрат плюс, в треугольник минус, в кружок
ничего не ставьте и в ромб точку. Знаки расставляйте
подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По
моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера
имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время
с помощью секундомера и подает команды "Начали!"
и "Стоп!"
Надежность результатов исследования достигается повторными
тестированиями, которые лучше проводить через значительные
интервалы времени.
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество
обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая
и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации внимания
100
1
очень высокий
91-99
2
высокий
80-90 65-79
3 4
средний низкий
64 и меньше
5
очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.
Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4
на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если
ошибок больше 4, то на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины,
обусловившие данные результаты. Среди них важное значение
имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию
и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее,
или же его ориентации на безошибочность заполнения теста.
В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть
ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать
свои способности, добиться максимального результата (то есть
своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации
внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение,
болезнь.
Цель исследования: определить уровень переключаемости
внимания.
Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая
таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа
черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей
возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами
5х5 см, а расположены они рядами 7 по горизонтали и 7
по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные,
тонкие.
Процедура исследования
В тестировании участвуют три человека: экспериментатор,
испытуемый и наблюдатель-протоколист.
Исследование содержит три серии, которые следуют друг
за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать
и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй
красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен
называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно,
причем черные, как и в первой серии, должны быть названы
в возрастающем порядке, а красные в убывающем.
Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:
15
17
13
6
7
3
1
4
2
8
22
20
14
20
19
18
24
4
18
10
16
6
23
9
13
25
5
7
2
21
21
16
10
14
22
11
3
9
23
1
19
11
17
5
12
15
8
12
24
Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую
указку.
Задача экспериментатора перед каждой серией исследования
инструктировать испытуемого, подавать команду "Начали!"
для поиска и называния, следить по секундомеру за временем,
потраченным испытуемым на выполнение серии.
Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору определить
ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания,
ведет протокол исследования.
Испытуемый: ________ Дата: _________
Экспериментатор: ____ Время: _________
1-я серия
2-я серия
1-я + 2-я серии
3-я серия
время
ошибки
время
ошибки
время
ошибки
время
ошибки
Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только
после инструкции по сигналу "Начали!", для того
чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих
цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии: "Возьмите
указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными
цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите
все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет
называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда
приготовьтесь. Начали!"
Инструкция испытуемому во второй серии: "На
этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем
порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок.
Цвет цифры называть не надо, называйте только само число.
Приготовьтесь! Начали!"
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты
для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии: "На
таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок
находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры
попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать,
а красные убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр.
Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все
понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!"
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из
серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких
самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста.
Секундомер при этом не выключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет.
По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности
выполнения заданий.
Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо:
Составить график времени, затраченного испытуемым
на выполнение трех серий исследования.
Установить время переключаемости внимания. Время
переключения внимания подсчитывается как разность времени
между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель
времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.
Т = Т3 (T1+T2), где
T1 время, потраченное испытуемым на выполнение
первой серии;
Т2 время, потраченное на выполнение второй серии;
Т3 время, потраченное на выполнение третьей серии.
Анализ результатов
Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания
определяется с помощью таблицы.
Время переключения Т (в с.)
Ранг
Уровень переключения внимания
менее 60 сек
1
высокий
60-90
2
высокий
91-100
3
средний
101-120
4
средний
121-150
5
средний
151-180
6
средний
181-200
7
средний
201-250
8
низкий
251 и больше
9
низкий
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй
серий существенно влияет на итоговый показатель переключения
внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или
второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует
увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой
или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более
60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть
уровень переключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше
или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает,
что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска
испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда
число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни
люди испытывают затруднения, когда искомое число находится
рядом с только что найденным, а другие когда оно отстоит
от него далеко.
На основании анализа количественных показателей, графика
времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного
отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста
можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности
концентрации, и предложить рекомендации по его развитию.
В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость,
меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку
по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения
переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие,
попеременное выполнение отличающихся действий.